Огляд преси
Киев: музыкальный город и музыка города
Киев: музыкальный город и музыка города
Киев: музыкальный город и музыка города
18 марта 2011, 19:42
Сюжет → Вести с полей
Поделиться →
Киев — музыкальный город. В это легко поверить — Украина вообще «спiвоча», по общему мнению, и уж столица-то должна оправдывать эту репутацию.
Музыка звучит на разных уровнях — социальных, культурных, физических — она везде.
В последние недели февраля, например, прошло два светских музыкальных мероприятия: меценатский концерт «Натхнення» («Вдохновение»), организованный студией ювелирного дизайна HARARUK, Киевским сигарным клубом, благотворительным Фондом конкурса им. Горовица при поддержке отеля «?нтерконтиненталь-Киев» и "Белая вечеринка" (организаторы: студия ювелирного дизайна HARARUK, женский клуб Chercher la Femme и Киевский сигарный клуб, а место проведения — Шоколадный домик — филиал музея Русского искусства). Оба вечера в формате «хорошая музыка и немного фуршета». Оба — с благотворительными целями.
.jpg)
Представители студии ювелирного дизайна HARARUK, Киевского сигарного клуба и отеля «?нтерконтиненталь-Киев» с портретом В. Горовица
Концерт в «?нтерконтинентале» — в поддержку Международного конкурса молодых пианистов им. Владимира Горовица. Представители политической, бизнесовой и культурной элиты собирали таким образом средства на гастрольную поездку победителей конкурса в Японию. Посольство России в Украине тоже внесло свою лепту, организовав скидки на путешествие конкурсантов «Аэрофлотом».
.jpg)
Посол РФ в Украине М. Зурабов и генеральный директор конкурса им. В. Горовица Ю. Зильберман
Фортепьянная музыка была, действительно, очень хороша. ? компания подобралась славная: представители восьми посольств, украинские и совсем не украинские бизнесмены, знакомые и полузнакомые лица ректоров, профессоров, издателей. ?, главное, все сделали свой благотворительный взнос на входе — т. е. честно поддержали музыкантов.
.jpg)
Гости и участники вечера
Концерты победителей конкурса должны были пройти в Токио 21–23 марта. Увы, всем известно, как обернулось дело, и на сайте организаторов выступлений «Yuna-Japan» висит информация о переносе всех концертов «на другие даты»...
В Шоколадном домике (старом особняке на Липках) собирались на вечер русского романса — под почти булгаковским абажуром, с ещё заснеженными улицами за окном, в теплой компании, где почти все знакомы между собой. Романсовость вечера поддержала певица ?рина Сказина, а благотворительный сбор от вечера пошёл на реставрацию Шоколадного домика, изрядно запущенного, до недавнего времени заброшенного, но настоящего ампирного киевского дома. На эти же цели отдала свой гонорар певица, а Сигарный клуб — деньги от разыгранной тут же коллекционной коробки сигар.
.jpg)
Устроители вечеринки, музыканты и гости «Шоколадного дома»
Но эти вечера — закрытые, куда попадает не всякий.
А в городе музыка живёт вольготно — от неба до подземного пространства.
Часы на башне ?псиланти на Подоле мелодично вызвякивают «Ой-на, ой, на горі та й женці жнуть…» — повторяя каждые полчаса лукавый укор гетману Сагайдачному (а он тут же — с булавой, на коне, в начале улицы своего имени) — мол, «необачний», жинку променял на табак да трубку.
Под памятником Сковороде, в традиционном месте молодёжных тусовок «на Контракте», парень и девушка лабают что-то хиппово-растоманское — небольшой усилитель, микрофон, гитара и много перкуссионных прибамбасов — завораживает. К тому же, девушка поёт совсем неплохо. Через телефонную трубку эта музыка доносится аж до Москвы.
В переходе метро «Театральная» по выходным собираются пенсионеры — там у них «клуб по интересам», и они поют, а иногда устраивают танцплощадку, где бабушка танцует с бабушкой. Совсем в подземелье, прямо на платформе той же станции, поют молодые люди — что-то украинское народное, изумительно чисто, на 5 голосов. Девушки в джинсах, пацаны в курточках и только один «гарный хлопец» в смушковой шапке и вышиванке, торчащей из-под куртки. Спели (репетировали они, что ли?) и разошлись по своим поездам.
На эскалаторах музыка неживая — из динамиков — но приятная. Там «La vie en rose» сменяется чудесным Моцартом или Вивальди, или Штраусом, или уж «Як тебе не любити…», на худой конец.
Метро в Киеве глубокое, особенно в центре. Поэтому на площадках между длиннющими эскалаторами всегда жизнь. На «Университете» раза два в неделю парами собираются на лавочках шахматисты, рядом с ними устраиваются самые разные музыканты. Утром раскладывала футляр для сбора денег немолодая скрипачка, ближе к полуночи дули в два кларнета «Червону Руту» два явных студента.
У входа на «Майдан Незалежности» поочерёдно, а иногда вместе, перекрывая друг друга, дежурят бандуристы — унылая тётенька и вислоусый казак. В переходе между «Майданом» и «Крещатиком» играет не совсем верно на баяне слепой музыкант, а с другой стороны перехода надрывается бывшая опереточная или даже оперная певица (этот переход даётся труднее всего). На площадке между эскалаторами «Арсенальной» какой-то весёлый пьянчужка наяривает на баяне (он же кнопочный аккордеон, кажется) довоенную «Рио-Ритту», от которой и дух захватывает, и в груди щемит (то ли Тодоровский в этом виноват со своим кино, то ли просто мелодия так устроена). В вагоне, едущем на Левый берег, просто нашествие: альтист, ошибаясь и не держа темп, сыграл вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», вышел, а на смену ему пришёл гитарист с песней Цоя. На этой ветке метро идёт по поверхности, слышно более-менее, поэтому народ поёт ежедневно. Есть и молодой попсовик с прилаженным к голове микрофоном и усилителем в рюкзаке, есть и полноватый «народник», поющий голосом Людмилы Зыкиной, и любитель Лозы, и ещё кто-то…
По весне открылись окна, и из классов Консерватории доносятся распевки, а из репетиционных залов Оперы — обрывки арий.
Вносит свою лепту в музыку города и Владимирский собор, из которого праздничный звон доносится даже в Пост, и Лавра, басовито призывающая к вечерней. В полдень подаёт голос Александровский костёл на углу Костёльной и Трёхсвятительской, по выходным немного слащаво играют колокола Михайловского златоверхого.
Ежедневно по вечерам включаются в общий ансамбль электронные часы над Крещатиком (которых в солнечные дни не видать, хоть убей!) — электронным голосом поют всё ту же «Як тебе не любити, Києве мії!»
Так что, эстрада, которую мастерят сейчас на Майдане перед субботой (кстати, что там за празник? неужто, Пурим?), добавит шума, но не добавит музыки этому непрерывно поющему, играющему, звонящему городу.